Функциональная грамотность — основа жизненной и
профессиональной успешности выпускников!
Функциональная грамотность — это умение эффективно действовать в нестандартных жизненных ситуациях. Ее можно определить, как «повседневную мудрость», способность решать задачи за пределами парты, грамотно строить свою жизнь и не теряться в ней.
Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA (Programme for International Student Assessment) – это международное сопоставительное исследование качества образования, в рамках которого оцениваются знания и навыки учащихся школ в возрасте 15-ти лет. Проводится под эгидой Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Национальным центром проведения исследования PISA в Российской Федерации является ФГБУ «Федеральный институт оценки качества образования».
Cеминар-совещание по подготовке к проведению исследования по модели PISA
О.Б. Логинова, руководитель центра развития издательства «Просвещение». Тема ее выступления «Функциональная грамотность: вызовы и эффективные практики». Ольга Борисовна не только дала оценку глобальной конкурентоспособности России по качеству общего образования и раскрыла понятие «Функциональная грамотность», но и разъяснила, почему эту проблему связывают с исследованием PISA. Подробно рассказала о содержании федеральных и региональных мониторингов на основе международных исследований, привела примеры эффективных педагогических практик и учебных ситуаций.
PISA – довольно сложный и трудоёмкий процесс, который требует максимальной концентрации его организаторов, неотъемлемым этапом проведения PISA является социологическое исследование мнения участников оценочных процедур: учащихся, учителей, а также родителей.
В рамках реализации проекта «Методологии» в субъектах Российской Федерации будут проводиться региональная и общероссийская оценки по модели PISA. С примерами заданий, входящих в основное исследование PISA можно ознакомиться по ссылке
Методология и критерии оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся (проект)
Качество образования является стратегическим приоритетом для Российской Федерации. Термин «качество образования» нормативно закреплен в Законе об образовании в Российской Федерации, а вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования является одной из приоритетных целей развития Российской Федерации на ближайшие несколько лет.
Читать далее (скачать)
Нормативные документы
Документы федерального уровня
Указ № 204 Президента «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». скачать
Приказ министерства просвещения РФ №219 от 6 мая 2019 года «Об утверждении методологии и критериев оценки качества образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся» скачать
Письмо Министерства просвещения РФ от 17.09.2021 № 03-1526 О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности.pdf (скачать) (посмотреть)
Письмо Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 № 04-238 Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности.pdf (скачать) (посмотреть)
Письмо Министерства просвещения РФ от 26.01.2021 № ТВ-94-04 Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности.pdf (скачать) (посмотреть)
Письмо «Роспотребнадзора» «Об участии субъектов в оценке по модели PISA» от 31.07.2019 №13-341 скачать
PISA (Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся). Результаты скачать
Паспорт национального проекта «Образование» (утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. N 16) скачать
Документы регионального уровня
Документы муниципального уровня
План мероприятий (дорожная карта) реализации проекта по совершенствованию механизмов повышения функциональной грамотности обучающихся Выборгского района на 2 полугодие 2020 года
Документы школьного уровня
Демонстрационные материалы
Банк заданий перейти
Электронный банк заданий по функциональной грамотности.
4. Естественнонаучная грамотность
5. Банк заданий для начальной школы
Методические рекомендации и методическое сопровождение
- Как обеспечить конкурентоспособность Российского образования? // Ковалева Галина Сергеевна, руководитель Центра оценки качества образования Института стратегии развития образования Российской академии образования, к.п.н., 24.09.2020
- Ссылки на видеолекции по формированию функциональной грамотности Московского государственного областного университета
- Методические рекомендации СИПКРО для педагогов по формированию функциональной грамотности.
- Методические рекомендации для учителей и родителей
- Рекомендации по формированию функциональной грамотности для учителей начальной школы.
- Рекомендации по формированию читательской грамотности
- Сборник информационных материалов по формированию функциональной грамотности для учителя.
Полезные ссылки
- Федеральный институт оценки качества образования
- Системный проект «Совершенствование механизмов повышения функциональной грамотности обучающихся» (ПРОСВЕЩЕНИЕ)
- Сайт АСОУ, «УЧИТЕЛЬ БУДУЩЕГО»
- Готовность учителей к обучению школьников, участвующих в международном исследовании PISA
- Московский государственный областной университет
- ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской Академии наук»
http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/chitatelskaya-gramotnost.php
- Издательство «Просвещение» https://media.prosv.ru/fg/
- Площадки Эффектории https://uko.effektiko.ru/effektoriya
Организаторам и участникам
Процедура проведения общероссийской и региональной оценки по модели PISA в Российской Федерации скачать
Роль организаторов в аудитории при проведении мероприятий по оценке качества образования скачать
Наблюдатели в аудиториях при проведении оценки по модели PISA скачать
Формирование выборки и расчет времени проведения скачать
Школьный координатор. Технический специалист. Организатор в аудитории скачать
Основные функции тьютора скачать
PISA для школ скачать
ФГОС и PISA: предметные и метапредметные параллели. Эффективные педагогические практики. Презентация скачать
Формирование функциональной грамотности – одна из основных задач ФГОС скачать Презентация подготовлена сотрудниками Центра оценки качества образования Института стратегии развития образования РАО