Наставничество — способ передачи знаний, умений, навыков от более опытного и знающего, предоставление помощи и совета детям и подросткам, оказание им необходимой поддержки в социализации и взрослении.
Целью наставнической деятельности в системе дополнительного образования является воздействие на формирующуюся личность, направленное на ее продуктивное развитие и социальную адаптацию путем передачи опыта наставника наставляемому. Акцент наставничества в дополнительном образовании делается на взаимодействие, осуществляемое в неформальной обстановке и несвязанное с официальными отношениями которое позволяет достичь максимально эффективных результатов воздействия на ребёнка.
Наставническая деятельность – комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов.
Нормативно-правовая база по наставничеству:
Федеральный уровень
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 18 февраля 2023 года № 399-р (Об утверждении плана основных мероприятий по проведению в Российской Федерации Года педагога и наставника)
Распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 25 декабря 2019 года № Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися»
Письмо Министерства просвещения РФ и Общероссийского Профсоюза образования от 21 декабря 2021 г. NN АЗ-1128/08, 657 О направлении Методических рекомендаций по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях
Письмо Министерство просвещения Российской Федерации от 23 января 2020 г. №МП-42/02 «О направлении целевой модели наставничества и методических рекомендаций»
Региональный уровень
Распоряжение комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от 11 июня № 1706-р «Об утверждении программы «Наставничество в образовательных организациях как условие профилактики девиантного поведения»
Приказ комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от 06.12.2022 №45 «Положение о наставничестве для педагогических работников образовательных организаций Ленинградской области, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ и образовательных программ среднего профессионального образования»
Письмо комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от 17 января 2022 года № 19-731/2022 с методическими рекомендациями по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических работников образовательных организациях
Рекомендации по реализации методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образователь
Локальные акты
«Дорожная карта» реализации целевой модели наставничества в МО «Выборгский район» Ленинградской области на 2022-2023 учебный год
«Дорожная карта» по реализации системы наставничества в МБОУ "Гончаровская СОШ" на 2022-2023 учебный год
Распоряжение №41 от 07.02.2022 "Об утверждении Положения о системе наставничества для педагогических работников в МБОУ "Гончаровская СОШ"
Внедрение целевой модели наставничества в образовательных организациях. Выполнение показателей.
Распоряжение о закреплении наставников за молодыми специалистами на 2021-2022 учебный год.
Положение о системе наставничества педагогических работников в МБОУ "Гончаровская СОШ"
Распоряжение №276 от 01.09.2022 "О назначении куратора реализации системы наставничества в МБОУ "Гончаровская СОШ" до 2024г.
Распоряжение №360 от 01.11.2022 "О закреплении наставников за обучающимися 9 класса МБОУ "Гончаровская СОШ" на 2022-2023 учебный год
План учителя-наставника на 2021-2022 учебный год.